НАЧАЛО - запись А.Н.Рапопорта - 1966-69г.г
Я ничего не знаю, ровно ничего достоверного о моих предках.
Всё что будет изложено ниже - это урывками услышанное в детстве и не может претендовать на достоверность.
Отец нам никогда ничего не рассказывал о себе, бабушка изредка и случайно, мать чаще, но не с целью рассказа, а к слову.
Если мы иногда и обращались с вопросами к матери или бабке (со стороны отца), то у отца никогда ничего не спрашивали, во всяком случае я не спрашивал.
Отца я так глубоко уважал и так горячо любил, что не мог позволить себе что-либо спросить о его биографии даже тогда, когда уже был взрослым человеком.
ЛЕГЕНДА N1.
Бабка со стороны отца
жила в нашей семье, воспитывала нас, все мы её очень любили и хорошо помним. Она умерла, когда я был на 4-м курсе медицинского факультета.
(1924 год)
Со стороны матери помню всех её сестёр и братьев, особенно младших – сестру и брата < > . Этот последний, до смерти моего отца, т.е. до тех пор пока у нас ещё был «дом», жил в нашей семье, поселившись в ней в 1919 году.
Комментарий: Гнеса Мера Рапопорт. Место проживания в 1920 г. : г.Торопец ул. Советская, д.22
ПРУФ: ГАТО Ф.Р-949. Оп.2. Д.6. Л.39 об.
ЛЕГЕНДА N2. Тётя
(неразгадано - предположительно Дыня (Дина) жила в Ленинграде-Петрограде с 1918 года и дядя переехал в Л-д после смерти моего отца.
(1934 год)
В дни блокады они оба умерли. Дядю
я и хоронил по «блокадному ритуалу»: труп завёрнут в половик, уложен на двое одно за другим связанных детских
саночек и так отвозимый в коммунальный морг.
Комментарий: дядя - Герман Яковлевич (Гирш Янкелевич) Фрейдзон. Место проживания в 1920 г. : г.Торопец ул. Советская, д.22
ПРУФ: ГАТО Ф.Р-949. Оп.2. Д.6. Л.39 об.
ПРУФ: Книга памяти "Блокада, 1941-1944" Фрейдзон Герман Яковлевич, 1879 г.р. Место проживания: СПб ул. Горсткина, д. 2, кв. 19. Дата смерти: январь 1942.
Место захоронения: неизвестно. (Блокада, т.32)
ЛЕГЕНДА N3. Помню деда и бабку со стороны матери, даже помню их дом. Лет 8-9-ти я был у них в гостях в Великих Луках, куда я с мамой приехал, в связи с
необходимостью показать меня окулистам. (В то время в Луках работал глазной отряд).
Сохранилось в памяти и короткое пребывание дедушки
у нас дома, то ли он приехал в гости, то ли приехал после смерти бабушки и затем уехал к другим
своим детям в Витебск – не помню.
Нравился мне этот беленький старичок в чёрной шёлковой шапочке-ермолке, постоянно склонённый над книгой (торой): низко на носу очки,
а в руках табакерка. «Вкусный» был табак, который <нрзб >.
Комментарий: Из непонятных соображений Абрам Николаевич (Израилевич) Рапопорт не упоминает девичью фамилии матери, но не могло же в Великих Луках в 1870-ые проживать более одного Дисненского мещанина, часовых дел мастера по имени Янкель
ПРУФ: РГИА СПб ф. 821, оп. 8, д. 75, л. 2-3 23 мая 1871-31 мая 1871
ПРУФ: (Ревизские сказки 1834-го и 1850 годов)
ЛЕГЕНДА N4 .Родился я в городе Торопце, тогда Псковской губернии, 4-го декабря (нов, ст.). Может быть, это дата не рождения,
а религиозного обряда. В метрической выписке, которая у меня долго хранилась, была запись, которую воспроизвожу по памяти:
«…У Витебского мещанина Израиля Файбишева Рапопорта от законной его жены Итты Янкелевой 21-го ноября 1899 года, родился сын
,
коему при свершении еврейского обряда обрезания наречено имя Авраам». (Конечно дата старого стиля).
Комментарий: Абрам Николаевич (Израилевич) Рапопорт
ПРУФ: (НИАБ Ф. 2496, оп. 1, д. 2543, лл. 209-210).
Отец мой был ремесленник, часовых дел мастер. Это был очень добрый, тихий, скромный, работящий человек. По своему развитию, начитанности,
грамотности (тут, пожалуй, надо говорить – образованности) он выделялся среди людей своего круга и для них был постоянным консультантом и
поверенным. Он обычно писал им всяческого рода просьбы и прошения. Круг его знакомых не ограничивался только этой группой людей, он общался с большим числом чиновников и других служащих, которые охотно к нему заходили в мастерскую обменяться новостями из газет и другими сведениями политического и бытового характера.
ЛЕГЕНДА N5. В разговорах с бабушкой (матерью отца), в её рассказах часто упоминался Петербург. Даже помнится Большая Подъяческая улица, где будто бы жила бабушка с сыном – нашим отцом. Жил ли с ними муж
её, т.е. наш дед по отцу – не знаю. Никому из нас, детей об этом деде ничего неизвестно.
Комментарий: Гнеса Мера Еселева, Рапопорт Файбиш Еселев.
Еще неясно на каком основании Файбиш Еселев мог проживать в Петербурге,
не должен ли он был отсветиться в ф. 223?
ПРУФ: ЦГИАСПб ф.422 оп.3 д.64 л.0163 1 ноября 1880 года.
Удовлетворительное знание бабушкой этого р-на Петербурга и то, что отец, однажды во время прогулки со мной по Ленинграду сказал мне, показав на здание Госбанка(?), что на его памяти строительство этого здания, и что здесь он мальчиком играл со своими сверстниками, убеждает в том что отец жил здесь
с бабушкой.
Ещё мальчиком я слышал в семье название одной немецкой школы на Невском – «Petherschuhle»
(непотверждено). Почему о ней говорили?
Ответ на этот вопрос связывается у меня со сведениями, будто до 11 лет отец там учился. Это может быть очень близко к истине,
потому что в отце всегда чувствовалась интеллигентность, культура, необычная для его круга людей, также как и элементы образованности
необычные для ремесленника. Наконец отец знал немецкий язык в пределах разговорной речи, причём это не было тем знанием языка, на котором
обычно говорят евреи с немцами, путая свой язык с немецким.
ЛЕГЕНДА N6. Имеющиеся вскользь сведения, будто дед по отцу работал в газете «Биржевые Ведомости», дают основание предположить, что может быть ,
именно в этот период отец жил с родителями
в Петербурге и учился в «Petherschuhle».
Комментарий: (версия) В деле Павла есть письмо от члена Гос. Совета Николая Стояновского с просьбой содействовать Павлу Рапопорту в приеме на работу.
Покровитель Ф.И.Рапопорта член Госсовета Николай Иванович Стояновский. В 1866 году состоял главным редактором газеты «Судебный вестник».
Возможно в те годы Ф.И.Рапопорт работал в этой газете - отсюда знакомство.
ПРУФ: ф. 1480, оп. 8, д. 15053 л.22 19 января 1889 года.
ЛЕГЕНДА N7. От моей матери я слышал, что бабка по отцу была замужем дважды, второй раз после выезда из Петербурга, что она была вынуждена сделать,
так как её оставил первый муж
(мой дед), уехав за границу. (Кажется, в Париж).
(непотверждено)
Комментарий:11.11.1880 года (20 кислева) витебский мещанин Файбиш Еселев Рапопорт разведён со своей законной женой Гнесою Мерою Еселевной.
Разведены по обоюдному согласию исполняющим обязанности С.Петербурского раввина доктором философии А.Драбкиным. В присутствии двух свидетелей...
Заверено приставом 2-го участка Нарвской части
ПРУФ: ЦГИАСПб_422_3_64_0163
Вопрос? Почему в Великие Луки - 2-ой муж? кто, что с ним?
ЛЕГЕНДА N8. Когда в 20-30-х г.г. в «Правде» появлялись корреспонденции из Парижа за подписью Х.Рапопорт, отец всегда как-то особенно реагировал,
но в разговоры не вступал. Чувствовалось, что его заботит этот вопрос. Конечно, здесь предположения не могут относиться к его отцу,
но может быть к брату его от второго брака отца? Спросить было неудобно, да он и не сказал бы, так как он никогда о своём отце не говорил,
если не считать единственного раза, единственного полуразговора со мной: юношей лет 19-ти. Со свойственной этому возрасту опрометчивостью я
решил жениться на девушке-христианке. Это было в 1919 году, когда в результате Октябрьской Революции, ранее существовавшие преграды были устранены.
Конечно, отец был против этого брака, но не из религиозных побуждений, а считая, что мне ещё рано вступать в брак. Всё же вскользь он,
вроде, сказал, что не хотел чтобы его
сын повторил поступок деда.
Это позволяет мне думать, что существовавшее в нашей семье какое-то странное отношение к этому деду
(о нём в доме никогда не вспоминали).
объясняется, по-видимому, связью или браком деда с христианкой и отъездом за границу.
Комментарий: "Рапопорт Павел Леонидович", Лужский мещанин,
православный 1848 г.р., получивший образование в Витебском казенном еврейском училище и родившийся в Витебске, заключил бездетный брак с некоей Прасковьей Ивановной 29 октября 1886 года,
тоже 1848 г.р. и служил с перерывами с 1888 г. ситуатором и конторщиком сначала на станции Пущино портовой векти НЖД, затем на ст. Морская Пристань за полунищенскую зарплату 20 р/месяц.
Скончался от разрыва сердца 30 мая 1895 года. Адрес в 1889 --- Максимилиановский пер. 13/угол Фонарного, что, как видно, совсем недалеко от Подьяческой.)
ПРУФ: (НИАБ ф. 2640 оп. 1 д. 369 Дело о причислении Витебского мещ. Рапопорта Файбиша Еселева к Лужскому мещ. христианскому обществу Санкт-Петербургской губ.
под именем Павла (1887) 5 листов
ПРУФ: ЦГИА - дело в фонде Николаевской железной дороги: ф. 1480 оп. 8 д. 15053
ЛЕГЕНДА N9. Отцу было 11-12 лет (будто бы так), когда он с бабушкой переехал в Великие Луки Псковской губернии.
Вопрос? Почему в Великие Луки - 2-ой муж? кто, что с ним?
Здесь он поступил в обучение к часовому мастеру, и, кажется, затем уже подмастерьем перешёл работать к деду – отцу моей матери,
который тоже был часовщиком. Этот дед
, кажется, вначале был богатым человеком и часовым делом занимался ради «права жительства» вне черты
оседлости, но всякие маклерские махинации его разорили и, в конце-концов, его кормило ремесло.
Комментарий: Довольно интересная статья про еврейскую общину в Великих Луках. Особым авторитетом среди ремесленников пользовался часовщик Янкель Фрейдзон, которого в 1888 году избрали в члены ремесленной управы
Старшиной часового цеха Фрейдзон оставался до 1901 г.
ПРУФ: https://berkovich-zametki.com/Nomer10/Chaesh1.htm
ПРУФ: В РГИА,есть одно интересное дело: "именной список евреев проживающих в Великих Луках по состоянию на 1871 год". ф. 821, оп. 8, д. 75, л. 1.
Это маклерство деда общало его с помещиками и крупными чиновниками, что отразилось как-то на его взглядах и семейном укладе так как в те времена
было редкостью, чтобы дочери были грамотными.
В обычных, рядовых еврейских семьях того времени, обязательным было обучение в хедере только сыновей. Менее обеспеченные семьи на хедере и
заканчивали «образование сыновей, но старший дядя по матери получил солидное религиозно-схоластическое образование и хорошо знал русскую грамоту,
что свидетельствует об обеспеченности деда.
Не только это свидетельствует о культуре деда по матери: его дочери были не только хорошо грамотны по-еврейски, но были грамотны и
по-русски, даже читали русскую классическую литературу. Мать, как-то заинтересовалась книгой, которую я читал. Это был «Обрыв».
Представьте моё удивление, когда я услышал содержание романа и рассказ матери, что она очень увлекалась этим романом в молодости.
Я был поражен, так как я никогда не видел маму читающей русские книги. Она и писала по-русски, но с ошибками. Это и понятно – тренировки не было.
Ведь я тоже теперь неграмотен по-еврейски, хоть и учился в хедере. Забыл прочно.
ЛЕГЕНДА N10. Младшая сестра её
, умершая в дни Ленинградской блокады была интеллигентной женщиной и была очень начитанной. До конца своей жизни не расставалась
она с русской художественной книгой.
Комментарий: (версия)? Дина Янкелевна Фрейдзон. Так она указана в "Именной список евреев проживающих в Великих Луках по состоянию на 1871 год". РГИА ф. 821, оп. 8, д. 75, л. 1. Но в домовой книге по улице Госткина, в кв.19, где был прописан Г.Я.Фрейдзон младший брат, инвалид детства, проживающий сначала со своими родителями в Великих Луках, после их смерти со старшей сестрой Иттой в Торопце, а после смерти её мужа и кормильца И.Ф.Рапопорта переехавший в Ленинград в 1934 г. на жилплощадь сестры, живущей в той же квартире, (версия)? но под именем Эстер Янкелевна Ром.
Версия возникла после изучения домовой книги жильцов кв.19.
ПРУФ: Книга памяти "Блокада, 1941-1944" Ром Эстер Янкелевна, 1875 г. р. Место проживания: ул. Горсткина, д. 2/2, кв. 28. Дата смерти: июль 1942. Место захоронения: Пискаревское кладб. (Блокада, т. 25)
В нашем представлении мама интеллигентной не была, но была значительно культурнее её окружения. По русски она говорила, когда мы были детьми
плохо, но к концу своей жизни, оказавшись в Ленинграде, живя у своих детей (а мы говорили только по русски) она русский язык освоила довольно хорошо.
Она также любила театр и кино.

Слева направо : Соня Рапопорт ( Гитцович ) , Абрам Рапопорт , Израиль Файбишевич Рапопорт , Итта Янкелевна Рапопорт , Роман Рапопорт , Эдя Рапопорт ( Филановская ). На фотографии отсутствует сестра Циля Рапопорт (Зискинд), старшая из дочерей. Фотография 1925 года.
ЛЕГЕНДА N11. Родилась мать в Великих Луках и вышла замуж за моего отца, работавшего, как это говорилось раньше, у нашего деда.
Родом дед
по матери был из Виленской губернии. (Дисненский мещанин).
Комментарий: "Именной список евреев проживающих в Великих Луках по состоянию на 1871 год"
ПРУФ: РГИА, ф. 821, оп. 8, д. 75, л. 1
ЛЕГЕНДА N12. Бабушка по отцу
родилась в Витебской губернии, детство провела в «селибе» (по белорусски «селиба» - деревня), по-видимому местечке
Сиротино ( или Чашниках) около Городка.
Комментарий: Кроме записи о разводе, в котором были указаны её имя и отчество, а также переписи 1920 года по г.Торопцу с указанием возраста, адреса проживания и состава семьи пока не удалось найти ни одного достоверного факта о месте рождения и девичьей фамилии.. Поиски продолжаются.
ПРУФ: ЦГИАСПб_422_3_64_0163
ПРУФ: ГАТО Ф.Р-949. Оп.2. Д.6. Л.39 об.
ЛЕГЕНДА N13. Остаётся добавить о других родственниках, о которых знаю очень немного. От первого брака деда по матери был сын
, который эмигрировал в Америку,
я помню только его фотографию, которая хранилась у матери.
Комментарий: Вероятно это Залман Фрейдзон.
ПРУФ: LVIA, ф. 380, оп. 119, д. 3637
ЛЕГЕНДА N14. Старшая сестра матери
(родная, от второго брака деда, от которого были и остальные дядья и тётки, о которых я вспоминал) тоже эмигрировала в
Америку, примерно в 1906 году.
Комментарий: Хана Янкелевна Фрейдзон. Версия: она проживала не в Крыму, а в Одессе, и за ней ухаживал греческий посланник. Пока документов нет.
ПРУФ: ДАОО (Одесса), ф. 123, оп. 1, д. 322
Вокруг неё в нашей семье бытовала легенда, будто этот отъезд её был связан с тем, что в неё, (когда она с семьёй жила где-то в Крыму) был влюблён,
кажется, турецкий консул, (она была очень красивой) и во имя спасения её от «мезальянса» муж решил эмигрировать.
Я помню, как она перед отъездом, приезжала с маленькой девочкой, моей двоюродной сестрой, моей однолеткой, прощаться. Она прожила у нас некоторое
время и мне даже запомнился летний вечер, вокзал, проводы и слёзы матери. У меня создалось впечатление, что в Америку можно только уехать, приехать
оттуда уже нельзя и я понимал слёзы матери.
Там они хорошо устроились, была вначале очень оживлённая переписка, после революции она оборвалась, затем мать получала письма до 2-ой мировой войны,
дальше переписка, вероятно со смертью тёти, оборвалась окончательно. Кажется, через так называемую «Ара» и мы в студенческие годы (1920-22)
получили от неё пару продовольственных посылок.
Слышал от матери, что кто-то в семье этой старшей тёти был художником, кто-то юристом.
В семье матери (двоюродные сестры, что ли) жили в Петербурге, учились там. Одна из них крестилась и была была замужем за каким-то
крупным чиновником. Жила она в Царском Селе. Что здесь вымысел, что правда, не знаю. Я ещё застал много родственников в Ленинграде,
но связи с ними не имел. По видимому, и они вымерли дни блокады.
ЛЕГЕНДА N15. Были и какие-то дальние родственники у отца
. Жили они в Витебске, но о них я не знаю, если не считать двух врачей, о которых знал понаслышке.
Комментарий: Старший брат Файбиша - Элья Иоселев Рапопорт. Таким образом у Израиля Файбишева было две двоюродных сестры : Песя и Цивья и один двоюродный брат - Йосель, у которого было 5 сыновей (Файвель, Исроиль, Залман, Абрам и Янкель-Вульф) и две дочери: Хая-Рива и Райха-Гинда.
ПРУФ: НИАБ Ф. 2496, оп. 1, д. 2543, лл. 209-210.
Таким образом в моём роду были и ремесленники и интеллигенты, были и богобоязненные евреи, из которых, один даже паломничал в Палестину и на
обратном пути умер от оспы в Румынии и похоронен в Яссах.
Были и вероотступники: и со стороны отца и со стороны матери.
* **
(Написано А.Н.Рапопортом в 1966-69г.г.)