Солдату , доктору , отцу - Абраму Николаевичу Рапопорту - посвящается
1899 - 1969
     gl



ЛЕГЕНДЫ, КОММЕНТАРИИ, АРХИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ,
ВОПРОСЫ, ВОПРОСЫ, ВОПРОСЫ...


Впервые я прочитал эту рукопись, вероятно, в 1972 году.

Столько семейных легенд уместилось на 10-ти страничках рукописного текста, к слову, написанного трудночитаемым "докторским" почерком, что на протяжении зимы того года, я несколько раз возвращался к ней - не для того, чтобы разгадать тайны, а хотя бы для того, чтобы читаемое, с каждым разом, всё легче и легче, запомнилось и нашло бы себе местечко в ячейках памяти моего мозга.

Из непонятных соображений Абрам Николаевич не упоминает не только девичью фамилию матери, но и имена и фамилии других персонажей своих воспоминаний, назыая их - "бабка со стороны отца", "младшие – сестра и брат", "дед и бабка со стороны матери", "беленький старичок в чёрной шёлковой шапочке-ермолке", "отец моей матери, "старшая сестра матери", "сын от первого брака деда по матери" и это вызывало у меня непреодолимое желание узнать жизнь моих предков и опровегнуть первое предложение этой рукописи.

Жизнь, как водится, внесла свои коррективы, на долгие годы рукопись была отложена в сторону, переезды, быт, радости и неурядицы жизни, заняли более важное, первостепенное место.

И только к началу нового тысячелетия, благодаря новым технологиям, случился возврат к тому, то хотя и не было первостепенной мечтой, но как гвоздь в голове сидело и изредка напоминало о себе воспоминаниями.

Но и вернувшись к "делу жизни", как я иронично называл это занятие, я не раз делал перерывы, опять перечитывал, пытался понять где семейные выдумки перемежаются с житейской правдой и в какой форме я могу это изложить, чтобы , теперь уже мои потомки узнали свою более чем 200-летнюю историю.

Не кривя душой, я понимаю, что пройденный путь далёк от завершения, я воспользовался фактами, которые и так были известны и лежали на поверхности, некоторые линии если не отброшены, то надолго отложены и ждут своего часа.

На всеобщее обозрение выкладываю LAST EDITION...

НАЧАЛО - запись А.Н.Рапопорта - 1966-69г.г

Я ничего не знаю, ровно ничего достоверного о моих предках. Всё что будет изложено ниже - это урывками услышанное в детстве и не может претендовать на достоверность.

Отец нам никогда ничего не рассказывал о себе, бабушка изредка и случайно, мать чаще, но не с целью рассказа, а к слову.

Если мы иногда и обращались с вопросами к матери или бабке (со стороны отца), то у отца никогда ничего не спрашивали, во всяком случае я не спрашивал.

Отца я так глубоко уважал и так горячо любил, что не мог позволить себе что-либо спросить о его биографии даже тогда, когда уже был взрослым человеком.

ЛЕГЕНДА N1. Бабка со стороны отца [1] жила в нашей семье, воспитывала нас, все мы её очень любили и хорошо помним. Она умерла, когда я был на 4-м курсе медицинского факультета.(1924 год) Со стороны матери помню всех её сестёр и братьев, особенно младших – сестру и брата < > . Этот последний, до смерти моего отца, т.е. до тех пор пока у нас ещё был «дом», жил в нашей семье, поселившись в ней в 1919 году.

Комментарий: Гнеса Мера Рапопорт. Место проживания в 1920 г. : г.Торопец ул. Советская, д.22
ПРУФ:    ГАТО Ф.Р-949. Оп.2. Д.6. Л.39 об.

ЛЕГЕНДА N2. Тётя (неразгадано - предположительно Дыня (Дина) жила в Ленинграде-Петрограде с 1918 года и дядя переехал в Л-д после смерти моего отца.(1934 год)

В дни блокады они оба умерли. Дядю [2] я и хоронил по «блокадному ритуалу»: труп завёрнут в половик, уложен на двое одно за другим связанных детских саночек и так отвозимый в коммунальный морг.

Комментарий: дядя - Герман Яковлевич (Гирш Янкелевич) Фрейдзон. Место проживания в 1920 г. : г.Торопец ул. Советская, д.22
ПРУФ:    ГАТО Ф.Р-949. Оп.2. Д.6. Л.39 об.
ПРУФ: Книга памяти "Блокада, 1941-1944" Фрейдзон Герман Яковлевич, 1879 г.р. Место проживания: СПб ул. Горсткина, д. 2, кв. 19. Дата смерти: январь 1942. Место захоронения: неизвестно. (Блокада, т.32)

ЛЕГЕНДА N3. Помню деда и бабку со стороны матери, даже помню их дом. Лет 8-9-ти я был у них в гостях в Великих Луках, куда я с мамой приехал, в связи с необходимостью показать меня окулистам. (В то время в Луках работал глазной отряд).

Сохранилось в памяти и короткое пребывание дедушки [3] у нас дома, то ли он приехал в гости, то ли приехал после смерти бабушки и затем уехал к другим своим детям в Витебск – не помню.

Нравился мне этот беленький старичок в чёрной шёлковой шапочке-ермолке, постоянно склонённый над книгой (торой): низко на носу очки, а в руках табакерка. «Вкусный» был табак, который <нрзб >.

Комментарий: Из непонятных соображений Абрам Николаевич (Израилевич) Рапопорт не упоминает девичью фамилии матери, но не могло же в Великих Луках в 1870-ые проживать более одного Дисненского мещанина, часовых дел мастера по имени Янкель
ПРУФ: РГИА СПб ф. 821, оп. 8, д. 75, л. 2-3 23 мая 1871-31 мая 1871
ПРУФ: (Ревизские сказки 1834-го и 1850 годов)

ЛЕГЕНДА N4 .Родился я в городе Торопце, тогда Псковской губернии, 4-го декабря (нов, ст.). Может быть, это дата не рождения, а религиозного обряда. В метрической выписке, которая у меня долго хранилась, была запись, которую воспроизвожу по памяти: «…У Витебского мещанина Израиля Файбишева Рапопорта от законной его жены Итты Янкелевой 21-го ноября 1899 года, родился сын [4], коему при свершении еврейского обряда обрезания наречено имя Авраам». (Конечно дата старого стиля).

Комментарий: Абрам Николаевич (Израилевич) Рапопорт
ПРУФ: (НИАБ Ф. 2496, оп. 1, д. 2543, лл. 209-210).

Отец мой был ремесленник, часовых дел мастер. Это был очень добрый, тихий, скромный, работящий человек. По своему развитию, начитанности, грамотности (тут, пожалуй, надо говорить – образованности) он выделялся среди людей своего круга и для них был постоянным консультантом и поверенным. Он обычно писал им всяческого рода просьбы и прошения. Круг его знакомых не ограничивался только этой группой людей, он общался с большим числом чиновников и других служащих, которые охотно к нему заходили в мастерскую обменяться новостями из газет и другими сведениями политического и бытового характера.

ЛЕГЕНДА N5. В разговорах с бабушкой (матерью отца), в её рассказах часто упоминался Петербург. Даже помнится Большая Подъяческая улица, где будто бы жила бабушка с сыном – нашим отцом. Жил ли с ними муж [5] её, т.е. наш дед по отцу – не знаю. Никому из нас, детей об этом деде ничего неизвестно.

Комментарий: Гнеса Мера Еселева, Рапопорт Файбиш Еселев. Еще неясно на каком основании Файбиш Еселев мог проживать в Петербурге, не должен ли он был отсветиться в ф. 223?
ПРУФ: ЦГИАСПб ф.422 оп.3 д.64 л.0163 1 ноября 1880 года.

Удовлетворительное знание бабушкой этого р-на Петербурга и то, что отец, однажды во время прогулки со мной по Ленинграду сказал мне, показав на здание Госбанка(?), что на его памяти строительство этого здания, и что здесь он мальчиком играл со своими сверстниками, убеждает в том что отец жил здесь с бабушкой.

Ещё мальчиком я слышал в семье название одной немецкой школы на Невском – «Petherschuhle» (непотверждено). Почему о ней говорили? Ответ на этот вопрос связывается у меня со сведениями, будто до 11 лет отец там учился. Это может быть очень близко к истине, потому что в отце всегда чувствовалась интеллигентность, культура, необычная для его круга людей, также как и элементы образованности необычные для ремесленника. Наконец отец знал немецкий язык в пределах разговорной речи, причём это не было тем знанием языка, на котором обычно говорят евреи с немцами, путая свой язык с немецким.

ЛЕГЕНДА N6. Имеющиеся вскользь сведения, будто дед по отцу работал в газете «Биржевые Ведомости», дают основание предположить, что может быть , именно в этот период отец жил с родителями [6] в Петербурге и учился в «Petherschuhle».

Комментарий: (версия) В деле Павла есть письмо от члена Гос. Совета Николая Стояновского с просьбой содействовать Павлу Рапопорту в приеме на работу. Покровитель Ф.И.Рапопорта член Госсовета Николай Иванович Стояновский. В 1866 году состоял главным редактором газеты «Судебный вестник». Возможно в те годы Ф.И.Рапопорт работал в этой газете - отсюда знакомство.
ПРУФ: ф. 1480, оп. 8, д. 15053 л.22 19 января 1889 года.

ЛЕГЕНДА N7. От моей матери я слышал, что бабка по отцу была замужем дважды, второй раз после выезда из Петербурга, что она была вынуждена сделать, так как её оставил первый муж [7] (мой дед), уехав за границу. (Кажется, в Париж). (непотверждено)

Комментарий:11.11.1880 года (20 кислева) витебский мещанин Файбиш Еселев Рапопорт разведён со своей законной женой Гнесою Мерою Еселевной. Разведены по обоюдному согласию исполняющим обязанности С.Петербурского раввина доктором философии А.Драбкиным. В присутствии двух свидетелей... Заверено приставом 2-го участка Нарвской части
ПРУФ: ЦГИАСПб_422_3_64_0163
Вопрос? Почему в Великие Луки - 2-ой муж? кто, что с ним?

ЛЕГЕНДА N8. Когда в 20-30-х г.г. в «Правде» появлялись корреспонденции из Парижа за подписью Х.Рапопорт, отец всегда как-то особенно реагировал, но в разговоры не вступал. Чувствовалось, что его заботит этот вопрос. Конечно, здесь предположения не могут относиться к его отцу, но может быть к брату его от второго брака отца? Спросить было неудобно, да он и не сказал бы, так как он никогда о своём отце не говорил, если не считать единственного раза, единственного полуразговора со мной: юношей лет 19-ти. Со свойственной этому возрасту опрометчивостью я решил жениться на девушке-христианке. Это было в 1919 году, когда в результате Октябрьской Революции, ранее существовавшие преграды были устранены. Конечно, отец был против этого брака, но не из религиозных побуждений, а считая, что мне ещё рано вступать в брак. Всё же вскользь он, вроде, сказал, что не хотел чтобы его сын повторил поступок деда.

Это позволяет мне думать, что существовавшее в нашей семье какое-то странное отношение к этому деду [8] (о нём в доме никогда не вспоминали). объясняется, по-видимому, связью или браком деда с христианкой и отъездом за границу.

Комментарий: "Рапопорт Павел Леонидович", Лужский мещанин, православный 1848 г.р., получивший образование в Витебском казенном еврейском училище и родившийся в Витебске, заключил бездетный брак с некоей Прасковьей Ивановной 29 октября 1886 года, тоже 1848 г.р. и служил с перерывами с 1888 г. ситуатором и конторщиком сначала на станции Пущино портовой векти НЖД, затем на ст. Морская Пристань за полунищенскую зарплату 20 р/месяц. Скончался от разрыва сердца 30 мая 1895 года. Адрес в 1889 --- Максимилиановский пер. 13/угол Фонарного, что, как видно, совсем недалеко от Подьяческой.)
ПРУФ: (НИАБ ф. 2640 оп. 1 д. 369 Дело о причислении Витебского мещ. Рапопорта Файбиша Еселева к Лужскому мещ. христианскому обществу Санкт-Петербургской губ. под именем Павла (1887) 5 листов
ПРУФ: ЦГИА - дело в фонде Николаевской железной дороги: ф. 1480 оп. 8 д. 15053

ЛЕГЕНДА N9. Отцу было 11-12 лет (будто бы так), когда он с бабушкой переехал в Великие Луки Псковской губернии.

Вопрос? Почему в Великие Луки - 2-ой муж? кто, что с ним?

Здесь он поступил в обучение к часовому мастеру, и, кажется, затем уже подмастерьем перешёл работать к деду – отцу моей матери, который тоже был часовщиком. Этот дед [9] , кажется, вначале был богатым человеком и часовым делом занимался ради «права жительства» вне черты оседлости, но всякие маклерские махинации его разорили и, в конце-концов, его кормило ремесло.

Комментарий: Довольно интересная статья про еврейскую общину в Великих Луках.   Особым авторитетом среди ремесленников пользовался часовщик Янкель Фрейдзон, которого в 1888 году избрали в члены ремесленной управы Старшиной часового цеха Фрейдзон оставался до 1901 г.
ПРУФ: https://berkovich-zametki.com/Nomer10/Chaesh1.htm
ПРУФ: В РГИА,есть одно интересное дело: "именной список евреев проживающих в Великих Луках по состоянию на 1871 год". ф. 821, оп. 8, д. 75, л. 1.

Это маклерство деда общало его с помещиками и крупными чиновниками, что отразилось как-то на его взглядах и семейном укладе так как в те времена было редкостью, чтобы дочери были грамотными.

В обычных, рядовых еврейских семьях того времени, обязательным было обучение в хедере только сыновей. Менее обеспеченные семьи на хедере и заканчивали «образование сыновей, но старший дядя по матери получил солидное религиозно-схоластическое образование и хорошо знал русскую грамоту, что свидетельствует об обеспеченности деда.

Не только это свидетельствует о культуре деда по матери: его дочери были не только хорошо грамотны по-еврейски, но были грамотны и по-русски, даже читали русскую классическую литературу. Мать, как-то заинтересовалась книгой, которую я читал. Это был «Обрыв». Представьте моё удивление, когда я услышал содержание романа и рассказ матери, что она очень увлекалась этим романом в молодости. Я был поражен, так как я никогда не видел маму читающей русские книги. Она и писала по-русски, но с ошибками. Это и понятно – тренировки не было. Ведь я тоже теперь неграмотен по-еврейски, хоть и учился в хедере. Забыл прочно.

ЛЕГЕНДА N10. Младшая сестра её [10] , умершая в дни Ленинградской блокады была интеллигентной женщиной и была очень начитанной. До конца своей жизни не расставалась она с русской художественной книгой.

Комментарий: (версия)? Дина Янкелевна Фрейдзон. Так она указана в "Именной список евреев проживающих в Великих Луках по состоянию на 1871 год". РГИА ф. 821, оп. 8, д. 75, л. 1. Но в домовой книге по улице Госткина, в кв.19, где был прописан Г.Я.Фрейдзон младший брат, инвалид детства, проживающий сначала со своими родителями в Великих Луках, после их смерти со старшей сестрой Иттой в Торопце, а после смерти её мужа и кормильца И.Ф.Рапопорта переехавший в Ленинград в 1934 г. на жилплощадь сестры, живущей в той же квартире, (версия)? но под именем Эстер Янкелевна Ром. Версия возникла после изучения домовой книги жильцов кв.19.
ПРУФ: Книга памяти "Блокада, 1941-1944" Ром Эстер Янкелевна, 1875 г. р. Место проживания: ул. Горсткина, д. 2/2, кв. 28. Дата смерти: июль 1942. Место захоронения: Пискаревское кладб. (Блокада, т. 25)

В нашем представлении мама интеллигентной не была, но была значительно культурнее её окружения. По русски она говорила, когда мы были детьми плохо, но к концу своей жизни, оказавшись в Ленинграде, живя у своих детей (а мы говорили только по русски) она русский язык освоила довольно хорошо.

Она также любила театр и кино.

СЕМЬЯ РАПОПОРТ - фото из архива Слева направо : Соня Рапопорт ( Гитцович ) , Абрам Рапопорт , Израиль Файбишевич Рапопорт , Итта Янкелевна Рапопорт , Роман Рапопорт , Эдя Рапопорт ( Филановская ). На фотографии отсутствует сестра Циля Рапопорт (Зискинд), старшая из дочерей. Фотография 1925 года.

ЛЕГЕНДА N11. Родилась мать в Великих Луках и вышла замуж за моего отца, работавшего, как это говорилось раньше, у нашего деда. Родом дед [11] по матери был из Виленской губернии. (Дисненский мещанин).

Комментарий: "Именной список евреев проживающих в Великих Луках по состоянию на 1871 год"
ПРУФ: РГИА, ф. 821, оп. 8, д. 75, л. 1

ЛЕГЕНДА N12. Бабушка по отцу [12] родилась в Витебской губернии, детство провела в «селибе» (по белорусски «селиба» - деревня), по-видимому местечке Сиротино ( или Чашниках) около Городка.

Комментарий: Кроме записи о разводе, в котором были указаны её имя и отчество, а также переписи 1920 года по г.Торопцу с указанием возраста, адреса проживания и состава семьи пока не удалось найти ни одного достоверного факта о месте рождения и девичьей фамилии.. Поиски продолжаются.
ПРУФ: ЦГИАСПб_422_3_64_0163
ПРУФ: ГАТО Ф.Р-949. Оп.2. Д.6. Л.39 об.

ЛЕГЕНДА N13. Остаётся добавить о других родственниках, о которых знаю очень немного. От первого брака деда по матери был сын [13] , который эмигрировал в Америку, я помню только его фотографию, которая хранилась у матери.

Комментарий: Вероятно это Залман Фрейдзон.
ПРУФ: LVIA, ф. 380, оп. 119, д. 3637

ЛЕГЕНДА N14. Старшая сестра матери [14] (родная, от второго брака деда, от которого были и остальные дядья и тётки, о которых я вспоминал) тоже эмигрировала в Америку, примерно в 1906 году.

Комментарий: Хана Янкелевна Фрейдзон. Версия: она проживала не в Крыму, а в Одессе, и за ней ухаживал греческий посланник. Пока документов нет.
ПРУФ: ДАОО (Одесса), ф. 123, оп. 1, д. 322

Вокруг неё в нашей семье бытовала легенда, будто этот отъезд её был связан с тем, что в неё, (когда она с семьёй жила где-то в Крыму) был влюблён, кажется, турецкий консул, (она была очень красивой) и во имя спасения её от «мезальянса» муж решил эмигрировать.

Я помню, как она перед отъездом, приезжала с маленькой девочкой, моей двоюродной сестрой, моей однолеткой, прощаться. Она прожила у нас некоторое время и мне даже запомнился летний вечер, вокзал, проводы и слёзы матери. У меня создалось впечатление, что в Америку можно только уехать, приехать оттуда уже нельзя и я понимал слёзы матери.

Там они хорошо устроились, была вначале очень оживлённая переписка, после революции она оборвалась, затем мать получала письма до 2-ой мировой войны, дальше переписка, вероятно со смертью тёти, оборвалась окончательно. Кажется, через так называемую «Ара» и мы в студенческие годы (1920-22) получили от неё пару продовольственных посылок.

Слышал от матери, что кто-то в семье этой старшей тёти был художником, кто-то юристом.

В семье матери (двоюродные сестры, что ли) жили в Петербурге, учились там. Одна из них крестилась и была была замужем за каким-то крупным чиновником. Жила она в Царском Селе. Что здесь вымысел, что правда, не знаю. Я ещё застал много родственников в Ленинграде, но связи с ними не имел. По видимому, и они вымерли дни блокады.

ЛЕГЕНДА N15. Были и какие-то дальние родственники у отца [15] . Жили они в Витебске, но о них я не знаю, если не считать двух врачей, о которых знал понаслышке.

Комментарий: Старший брат Файбиша - Элья Иоселев Рапопорт. Таким образом у Израиля Файбишева было две двоюродных сестры : Песя и Цивья и один двоюродный брат - Йосель, у которого было 5 сыновей (Файвель, Исроиль, Залман, Абрам и Янкель-Вульф) и две дочери: Хая-Рива и Райха-Гинда.
ПРУФ: НИАБ Ф. 2496, оп. 1, д. 2543, лл. 209-210.

Таким образом в моём роду были и ремесленники и интеллигенты, были и богобоязненные евреи, из которых, один даже паломничал в Палестину и на обратном пути умер от оспы в Румынии и похоронен в Яссах.

Были и вероотступники: и со стороны отца и со стороны матери.


*     *
*

(Написано А.Н.Рапопортом в 1966-69г.г.)

копии архивных документов

Примечания



[1]    Гнеса Мера Рапопорт.   Место проживания в 1920 г. : г.Торопец ул. Советская, д.22

[2]    Книга памяти "Блокада, 1941-1944" Фрейдзон Герман Яковлевич, 1879 г.р. Место проживания: СПб ул. Горсткина, д. 2, кв. 19. Дата смерти: январь 1942. Место захоронения: неизвестно. (Блокада, т.32)

[3]    РГИА СПб ф. 821, оп. 8, д. 75, л. 2-3 23 мая 1871 - 31 мая 1871

[4]    НИАБ Ф. 2496, оп. 1, д. 2543, лл. 209-210

[5]    ЦГИАСПб ф.422 оп.3 д.64 л.0163 1 ноября 1880 года.

[6]     ЦГИА - дело в фонде Николаевской железной дороги: ф. 1480 оп. 8 д. 15053

[7]    ЦГИАСПб_422_3_64_0163

[8]     ЦГИА - дело в фонде Николаевской железной дороги: ф. 1480 оп. 8 д. 15053

[9] ПКПГ на 1888 г. Псков, 1888. С. 123. Старшиной часового цеха Фрейдзон оставался до 1901 г., кроме 1893 года.

[10]    Пока не удалось найти ни одного достоверного факта. Поиски продолжаются.

[11]    В РГИА, "Именной список евреев проживающих в Великих Луках по состоянию на 1871 год". ф. 821, оп. 8, д. 75, л. 1

[12]    Место рождения и фамилия при рождении пока не обнаружены. Поиски продолжаются.

[13]    LVIA, ф. 380, оп. 119, д. 3637 Дело о выдаче паспортов разным лицам для выезда в города Российской Империи и заграницу.

[14]    Государственный архив Одесской области ДАОО (Одесса), ф. 123, оп. 1, д. 322 Название дела:Фрейдзон Х.Я.

[15]    НИАБ Ф. 2496, оп. 1, д. 2543, лл. 209-210.



НАЧАЛО

Я ничего не знаю, ровно ничего достоверного о моих предках. Всё что будет изложено ниже - это урывками услышанное в детстве и не может претендовать на достоверность.

подробнее


МОЙ ГОРОД

В этом маленьком городе, едва насчитывающем восемь тысяч населения, всё было удивительным.

Маленький, захолустный русский городок, вне "черты оседлости"...

подробнее


ОТ ХАБАРОВСКА ДО КОМСОМОЛЬСКА

Я вышел в обширное помещение. Первое впечатление: страшно накурено. Но это впечатление обманчиво. Это пар над мисками обедающих врачей «другого комсостава». Очень шумно. Густо пахнет перепревшими щами.

подробнее


КОМСОМОЛЬСК-НА-АМУРЕ.

Левый берег Амура у села Пермского, крайне неживописен. Обширная прибрежная полоса, усеянная крупной галькой <идущая> уступами вверх, заросшее багульниками плоскобережье. Здесь и разместилось село Пермское...

подробнее


ПАМЯТЬ.

С 1950 года был директором Ошмянской школы медицинских сестер до её перевода в п. Юратишки.
Выйдя на пенсию, работал в Ошмянской городской поликлинике хирургом и заведующим женской консультацией.

подробнее


СОТРУДНИЧЕСТВО

  Википедия
  Военные врачи
  Семья Рапопорт
  Rapoport Family



       2000-2024 © Все права защищены.    |  Проект RA&S  |         rapoport@yandex.ru   |        Ссылки и примечания